«Языковой барьер» как психологический феномен при обучении иностранному языку

В последнее время значительно повысился интерес к английскому языку как средству международного общения. Он уже признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности, а появление компьютеров поставило его использование в особое положение по сравнению с другими языками. Сейчас существует великое множество возможностей для общения с представителями других стран и совершенствования языка, но, несмотря на это, только небольшой процент молодых людей нашего общества настроено на общение со сверстниками за рубежом. Большинство же, прикрываясь маской безразличия, избегает контакта с носителями иностранных зыков даже тогда, когда те являются инициаторами общения.

Данная статья посвящена исследованию психологического барьера мешающего общению на иностранном языке. Среди преподавателей и людей, изучающих и преподающих иностранные языки, это явление получило название – «языковой барьер». Это понятие широко используется в рекламных целях различных языковых школ, но в тоже время данный барьер не относится к числу хорошо изученных проблем.

"Языковой барьер" проявляется как индивидуальная, субъективная невозможность пользоваться теми знаниями, которые уже есть. Это своеобразный психологический барьер говорения - широко распространенная сложность как на начальном этапе обучения, так и для продвинутых студентов. Проявляет себя как невозможность выразить свои мысли, высказать свою точку зрения. Барьер говорения существует и в родной речи и часто называется "синдромом собаки" (когда все понятно, но сказать невозможно).

Психологи под барьерами понимают некие препятствия, преграды, мешающие достижению взаимопонимания между людьми, и разделяют все барьеры на смысловые и психологические. Смысловые барьеры являются следствием того, что одно и то же явление, высказывание имеет для коммуникантов разный смысл. Несовпадение смыслов высказываний (просьб, приказов и т.д.) создает препятствия для установления взаимопонимания между партнерами. Механизм же психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувств вины, страха, тревоги, низкой самооценки и т. д.

Психологические барьеры проявляются в неадекватной ситуации пассивности или, наоборот, чрезмерной активности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных задач.

Для эффективного обучения устной иноязычной речи преподавателю нельзя не недооценивать роль барьера общения. Необходимо уметь определить наличие психологического барьера общения у обучаемого, распознать природу и характер этого барьера и, в соответствии с этими данными, выбрать тот метод обучения, который приемлем к той или иной группе обучаемых.

По мнению, Б.Д. Парыгина психологические барьеры выполняют две функции: 1) функция психологического препятствия; 2) функция психологической защиты, которая способствует автономности, обособляющей личность в общности и обеспечивающей ей относительную независимость и индивидуальность.

Возникновение любого психологического барьера сопровождается возникновением критической ситуации. По мнению Ф. Е. Василюка критическая ситуация может быть определена как ситуация невозможности, т.е. такая ситуация, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации внутренних необходимостей своей жизни (мотивов, стремлений, ценностей и пр.).

Барьер — это субъективно-объективная категория. То, что является непреодолимой преградой для слабого, не является таковой для сильного. Внешние барьеры неразрывно связаны с внутренними, продуцируют их. Так, поднимая тяжелый груз, человек испытывает внутреннее сопротивление, выражающееся в ощущении трудности, неприятного, порой запредельного напряжения и усталости. Монотонные барьеры вызывают скуку, неожиданные препятствия на пути к важной цели — эмоциональный стресс, фрустрацию, огорчение, раздражение, уныние и т.д.

При анализе механизмов психогенеза барьеров P. X. Шакуров дифференцирует их на ценностные (первичные) и операционные (вторичные). Простейшие первичные барьеры создают предпосылки для развития ценностей под влиянием вторичных, операционных барьеров. Последние выступают как препятствие, мешающие получить доступ к желанным ценностям. Взаимодействие потребностей с вторичными барьерами сопровождается различными эмоциональными состояниями человека, его переживаниями, которые и создают привлекательность деятельности.

По мнению Р.Х.Шакурова, барьеры играют важную роль в конструировании и динамизации деятельности. Ценностные барьеры актуализируют потребность – приводят ее в активное состояние. В результате взаимодействия актуализированных потребностей с вторичными барьерами рождаются другие слагаемые деятельности и их взаимосвязи: ожидания, мотивы, задачи, действия, результаты. С ними связано развитие ценностно-мотивационных и операционных структур.

Барьер не всегда переживается субъектом как эмоциональный дискомфорт, он часто не осознается. Без адекватного внутреннего состояния нет положительной эмоциональной реакции — не кажется привлекательным ни один предмет. Если ценностные барьеры непосредственно связаны с потребностями, то вторичные барьеры — с устремлениями и действиями субъекта.

Потребность вначале проявляется лишь в переживании дефицита, а когда она опредмечивается, то приобретает эмоционально-волевую форму — форму устремлений (влечений, желаний, стремлений, страстей, вожделений), направленных на привлекательные ценности. Ценности — это «душа» устремлений. Поскольку ценности репрезентируются в сознании не только в эмоциональной, но и в образной и понятийной формах, то актуализация устремлений может осуществляться не только при контакте с предметом потребности, но и с помощью представлений, воображения, мыслей.

Взаимодействие устремлений со вторичными барьерами сопровождается богатейшей гаммой чувств. Эмоциональные состояния человека, его основные переживания: радости и горести, удовлетворенности и неудовлетворенности, восторги и печали, надежды и отчаяния, трепетные волнения и спокойствие духа — все те чувства и настроения, которые наполняют нашу повседневную жизнь, связаны в первую очередь с успехами и неудачами в реализации наших устремлений, т.е. с преодолением вторичных барьеров в процессе деятельности. Деятельность, которой сопутствуют успехи и радости, становится привлекательной сама по себе — как и многие элементы ситуации успеха. Привлекательны и люди, содействующие нам в преодолении трудностей. Здесь ценностные отношения возникают на основе механизма ассоциации.

В целом есть основание трактовать эмоции как реакции человека на динамику барьеров. Негативные чувства — это переживания, представляющие собой результат проявления «сопротивления» со стороны среды, позитивные — следствия его успешного преодоления. Приспособительный смысл таких реакций очевиден: эмоции свидетельствуют о мобилизации энергии субъекта для преодоления препятствий. Приспособительные функции выполняют даже чувства, предостерегающие человека от борьбы с непосильными преградами. Неудачи — это сигналы для размышлений о правильности взятого курса.

По мнению Р.Х. Шакурова, барьеры обеспечивают психогенез деятельности. Смысл и предназначение последней состоят в преодолении преград, мешающих удовлетворению потребностей. При этом потребность выступает как энергетическая основа движения, как его условие. А причиной является барьер. Под его влиянием потребность переходит в мотив и приходит в движение вся деятельность.Изучение психологических барьеров в контексте обучения иностранному языку обусловлена необходимостью повышения мотивационного уровня учебно-познавательной деятельности студентов и создание оптимальных условий их речевого взаимодействия.

Положенный механизм может быть положен и в основу организации речевой деятельности студентов на занятиях по иностранному языку. При этом в число методических задач преподавателя будет входить:

· создание благоприятных условий для актуализации механизмов речевой деятельности;

· контроль за процессом преодоления языкового барьера.

Барьеры играют решающую роль в конструировании и динамизации речевой деятельности. Но если барьер субъективно не переживается как дефицит чего-то, как напряжение, как трудность, деятельность не реализует свою развивающую функцию.

Для профилактики и преодоления психологического барьера говорения можно выделить следующие необходимые педагогические условия:

· создание климата взаимного доверия, психологическая атмос­фера принятия, эмоциональной теплоты, безопасности, в которой проходит обучение, со­здания атмосферы сотрудничества в ученических коллективах;

· формирование положительных эмоций в процессе обучения ;

· создание ситуации успеха;

· ситуативную обусловленность образовательного процесса ;

· формирование условий, в которых обучающийся не может не проявить активности, либо учитывать личностные мотивы, т.е. интересы и увлечения учащихся.


Каскевич А.А., Сиротинина Е.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 02:00 15.12.2016 Cacheinfo.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Вкусные рецепты: Бутерброды "Студенческие", манты с резаным мясом, Хлеб заливной ржано-пшеничный

Вкусные рецепты: Бутерброды "Студенчески...


Бутерброды "Студенческие"Куски хлеба от целой булки разрезать на 4 части и обжарить в раст. масле с обоих сторон. Масло в сковороду наливать очень экономно, только чтобы смазать донышко, по мере впиты...


Подготовка к экзамену

Подготовка к экзамену


Она лежала в полном одиночестве, ей ужасно хотелось секса. В голове постоянно носились образы о том как ласкают язычком её соски, лижут её сладенькую киску, как жестко берут её в попку, Она растекалас...


Видеохостинги и как заработать в Интернете на видеороликах

Видеохостинги и как заработать в Интернете на...


Заработать на собственных видеороликах несложно. Для начала необходимо зарегистрироваться на любом сервисе объединяющем в один аккаунт все существующие отечественные видеохостинги. Видеохост...


Случай в парке

Случай в парке


     Однажды я перебрал немного лишнего. Домой идти не очень то хотелось в предчувствии предстоящей ругани с женой, и я решил немного подышать благо рядом был весьма приличный...


Вкусные рецепты: Варенье из фейхоа с орехами (мой вариант), Хлеб без замеса «Проще не бывает», Маджуни

Вкусные рецепты: Варенье из фейхоа с орехами ...


Варенье из фейхоа с орехами (мой вариант)Очищаем фейхоа полосками, ну как огурцы или баклажаны. Каждую разрезаем на 4 части. В таз с фейхоа засыпаем сахарный песок. Деревянной! толкушкой разминаем пло...


Астрология. Порча с кармической точки зрения

Астрология. Порча с кармической точки зрения


С точки зрения магов (колдунов и ведьм) и грамотных в этой сфере священников, "порча" представляет собой внедрение в человека демонических сущностей (бесов) или их воздействие на человека. Причем эти ...


Интересное

Когда родинки говорят об опасности?

Я живу в Испании, в славном курортном местечке. Здесь всё, ну или почти всё, для тех, кто приезжает из заснеженной России (для большинства иностранцев она даже летом — «заснеженная&ra...

Вкусные рецепты: Осьминог тушёный в томатах с карт

Осьминог тушёный в томатах с картошкой. Португальские мотивы.Осьминога разморозить,помыть и снять шкурку(шкурку срезают по желанию,я снимаю только с туловища,а на щупальцах оставляю,люблю её) Порезать...

«Суд Париса»? Нет, жизнь художника

Творцы мифов Древней Греции лепили богов со своего окружения: вечные споры, любовные похождения, ревность, воровство, ложь. И когда погружаешься в эти легенды, кажется, что это большая семья, раздоры ...

Регистрация физического лица в качестве индивидуал

Согласно Федеральному Закону «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», последние поправки в который были внесены в 2010г. , каждому человеку, который желает оф...

Что такое хирология?

Хиромантия существует уже более 3000 лет. В переводе с греческого «хиромантия» означает «гадание по руке» (χείρ - рука, μαντεί...

Часы и не только. Как люди пытались поймать время?

Какими только способами не пытались люди «изловить» эту непонятную субстанцию! Вряд ли мы узнаем, когда и кому впервые пришла в голову мысль сделать время видимым. Но то, что люди изд...

Стоит ли пенять на кривое зеркало психологии, если

Недавно в архивах нашла удостоверение члена ассоциации гуманистической психологии, выданное мне двадцать лет назад. Именно тогда в страну хлынул поток неравноценной психологической информации. Только ...

Рожден быть убитым? О беловежских зубрах из резерв

В Беларуси все от мала до велика знают, что зубр (европейский бизон) — животное вымирающего вида, занесено в Красную книгу и находится под защитой закона. Многие наслышаны о печальной истор...

Как кошки пришли в наши дома?

Кошки — род млекопитающих семейства кошачьих. Но это по-научному. А вообще, кошки — удивительные создания, и ни один справочник в двух словах не сможет описать этих грациозных и ...

Трейдинг на Forex — что это такое?

Давайте разберемся, кто же такой трейдер и что такое «трейдинг на forex». Трейдинг (англ. trade — торговля) — торговля любыми типами ценных бумаг, будь то акции крупной компании или реальные деньги. К...

О информационном портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя широкий перечень познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь найти необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас полезные и отличные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.