Диалоги о тренинге: Ошибка сапера.

Как известно, сапер ошибается только один раз. В практике бизнес-тренера, к счастью, все не так трагично, однако, каждая новая ошибка, допущенная в работе, оставляет рубец в душе любого профессионала. Конечно, совсем без ошибок прожить невозможно, но вот стремление минимизировать их - весьма похвально. Надеемся, в этом Вам поможет наша вторая статья из цикла «Диалоги о тренинге», в которой мы собрали ситуации из практики бизнес-тренеров и тренинг-менеджеров, связанные с содержательным наполнением тренингов:
- На днях я проводила тренинг по тайм-менеджменту для сотрудников одного рекламного агентства. Участники с интересом выделяли приоритеты в своей деятельности. В совместном обсуждении делали маленькие, но важные для себя открытия. Но дальше произошла непонятная для меня ситуация: тезис о том, что умение управлять временем, позволяет организовать свою работу так, чтобы к концу своего рабочего дня быть свободным, уходить вовремя, а оставшееся время уделять другим сферам своей жизни, был встречен неожиданной для меня реакцией участников. В аудитории прошла волна смеха, послышались недовольные возгласы, обвинения в том, что я говорю «книжными фразами, а на практике все по-другому», и что это вовсе не является признаком эффективной работы сотрудников. Я оставила эту тему и неконструктивную дискуссию, и мы продолжили обучение дальше. Однако у меня остался вопрос относительно причин такого поведения участников. Пожалуйста, помогите разобраться, с чем было связано отрицание группой целого блока тренинга.
Екатерина. Бизнес-тренер.
Екатерина, отрадно отметить, что Вам удалось сохранить работоспособность группы, и продолжить обучение, не идя на поводу группы, и не отвечая на провокации участников, но, вернемся к описанной Вами ситуации. По всей видимости, отрицание группой целого блока тренинга вызвано тем, что информация, которую Вы дали группе встала в прямое противоречие с ценностями компании. Скорее всего, в компании приветствуется, когда сотрудники задерживаются на работе на час-полтора сверх положенного времени. Эти правила были приняты всеми сотрудниками, поэтому, естественно, факты, противоречащие устоявшимся обычаям в компании, вызвали бурю негативных эмоций. На ум пришла подобная история, которую рассказал наш коллега: в начале своей тренерской карьеры он проводил тренинг по стратегическом менеджменту. Одним из важных тезисов, транслируемых участникам тренинга, был о том, что единоначалие - это единственная форма эффективного управления, в то время, как компания в которой проводился тренинг успешно функционировала под руководством двух начальников. В процессе подготовки программы тренер не учел этой особенности организации, чем вызвал явное недовольство участников, которые утратили доверие к тренеру, а за ним - и интерес к тренингу. Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, уделяйте больше внимания общению с заказчиком, более подробно узнавайте об особенностях протекания внутрикорпоративных процессов и выделяйте основные ценности каждой отдельной организации, чтобы при подаче материала не противоречить им.
- В своей практике я часто использую такие профессиональные термины как «психогимнастика», «шеринг», «деролинг» и пр., а тут столкнулся со статьей, автор которой одной из ошибок тренера выделяет употребление подобной лексики на тренингах. Действительно ли тренер должен избегать такой терминологии? Если да, то с чем это связано? Ведь введение новой лексики развивает участников, делает их более эрудированными.
Михаил. Бизнес-тренер.
Порой, из лучших побуждений мы отходим от правил и действуем по велению своего сердца. Ваше стремление развивать участников тренинга, знакомить их с новыми словами похвально. Однако следует разграничивать слова, водимые тренером во время обучения. В том случае, если эти слова относятся к изучаемой на тренинге тематике (например: «конгруэнтность», «рефлексия», «воронка продаж»), и их введение необходимо для более точного понимания смысла раскрываемой темы – то это одно дело. Вы можете оперировать этими терминами, при условии, что первоначально дадите участникам их определения и объясните смысл. Другое дело - использование профессиональных терминов, принятых в среде бизнес-тренеров, о которых написали Вы («психогимнастика», «шеринг» и пр.). Здесь есть два основных подводных камня: первый – использование этих терминов без объяснения их смысла. В этом случае, участник, услышавший слово «психогимнастика» может интерпретировать его как «гимнастику для «психов», что непременно отразится на группе (реакции могут быть различными: от смеха, до недоумения и отказа от участия в упражнении). Второй подводный камень – весьма существенный для тренера – потеря драгоценного времени. Если Вы все-таки принимаете решение использовать профессиональную терминологию и даете определение введенных понятий, Вы попросту теряете время, которое можно было бы использовать более рационально. Именно об этом писал автор статьи, о которой Вы упомянули и мы целиком поддерживаем его мнение. Попробуйте заменить используемые Вами слова более привычными для большинства участников «разминкой», «обратной связью» и «снятием ролей».
- Пару недель назад провела тренинг для менеджеров по продажам одной из компаний, специализирующихся на продаже элитной обуви и аксессуаров. Тренинг проходил на высокой эмоциональной волне, участники оживленно задавали вопросы, уточняли нюансы и различные подходы. Отвечая на многочисленные вопросы участников, я остановилась на рассмотрении специфики продаж по телефону – этапах и технологиях ведения телефонных переговоров и особенностях работы со сложными случаями. Участники заинтересованно слушали, участвовали в упражнениях, а по итогам обучения отметили, что информация хоть и была интересной, но вряд ли понадобится им в ближайшем будущем, т.к. обзвоном клиентов занимаются только два человека из всей группы (и то, эпизодично), а все остальные работают только в зале. Результатом тренинга стали низкие оценки участников и весьма посредственные отзывы. Чем вызвана такая реакция группы? Ведь я старалась ответить на все вопросы участников и дать им как можно больше информации, чтобы у участников не оставалось белых пятен.
Анна. Специалист отдела обучения и развития персонала.
Анна, уверена, что ситуация описанная Вами близка многим тренерам. Это естественно, что в процессе работы появляется желание дать как можно больше полезной информации, так сказать, «впрок». Стремление дать больше подпитывается еще и активным интересом со стороны участников тренинга. Однако, как известно, не всегда «больше» ≠ «лучше». При составлении материала к тренингу, и при предоставлении его участникам непосредственно на обучении, тренер должен руководствоваться рядом правил (принципов), одним из которых является «принцип достаточности и необходимости». Заключается он в том, что предлагаемая для изучения информация должна быть необходима слушателям, ее объем должен быть достаточным (не больше и не меньше) для полного понимания сути рассматриваемой проблематики, а все предлагаемые материалы должны быть обоснованы и подтверждены фактами и конкретными примерами. В описанной Вами ситуации Вы пошли на поводу у участников и отклонились от составленной заранее программы и акцентировали внимание группы на материале, который оказался для них не актуален (при продажах обуви и аксессуаров продавцы общаются с покупателями лично «face to face»). Принцип достаточности и необходимости не был соблюден, что привело к описанным Вами результатам.
В этой статье рассмотрена лишь малая часть вопросов, с которыми сталкивается бизнес-тренер в своей практике, однако описанные ситуации наглядно демонстрируют нам, насколько важны для тренера знания принципов работы с материалом, основ и правил наполнения программы тренинга теоретической информацией.

Автор статьи: Наталья Гусарова, Куратор Высшей школы тренинга «WayDA» www.wayda.ru

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 02:00 15.12.2016 Cacheinfo.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Знаете ли вы, что?.. Удивительные факты о зрении животных

Знаете ли вы, что?.. Удивительные факты о зре...


Познакомившись с особенностями зрения у братьев наших меньших, трудно не воскликнуть: «Куда на выдумки природа торовата!». Впрочем, давайте разбираться по порядку. Читает Дмитрий Кремински...


Старая школа МЛМ проигрывает интернет

Старая школа МЛМ проигрывает интернет


Времена меняются, меняется и мир. То, что работало в 80 годы, безнадёжно устарело сейчас. Вспомните, на каких автомобилях люди ездили,а теперь зайдите в любой автосалон. И вы увидите, ту огромную проп...


Где и когда появились первые брачные объявления?

Где и когда появились первые брачные объявлен...


19 июля 1695 года, 314 лет назад, некто господин Гоутон, владелец популярного сборника «Как улучшить хозяйство и торговлю», публикует первые брачные объявления: «Джентльмен 30 л...


Проза и стихи на Самиздате

Проза и стихи на Самиздате


C появлением такого чуда, как всемирная сеть Интернет, у многих любителей свежих новинок в сфере издательства появилась прекрасная возможность читать книги используя локальную сеть и конечно же - мони...


Оргия навсегда!

Оргия навсегда!


Сколько существует мир людей и секс, столько же существуют и оргии и, наверное, будут существовать ещё очень долго, возможно, всегда, несмотря на требования морали, религиозные убеждения и другие подо...


Столы для швейных машин - удобство работы

Столы для швейных машин - удобство работы


Если вы имели дело со старыми моделями механических или даже электрических швейных машин, то вы, наверняка, знаете, что для каждой из них был предусмотрен стол. Причина тому вполне проста: машинки был...


Может заинтересовать

Насколько можно верить IQ тестам?

Этот вопрос интересует очень многих. Работодатель, проводя тест, рискует потерять хорошего сотрудника, если результаты теста будут неверны или, наоборот, нанять неквалифицированного специалиста. Соиск...

Фрилансинг: плюсы и минусы. Насколько свободны вол

Даже оставшись официально не у дел, коллега-журналист в ответ на вопрос «Как дела?» предпочтет не хныкать, а при случае заявит с независимым видом: «Перешел на вольные хлеба», ...

Вкусные рецепты: Яблочные оладушки, Божественный з

Яблочные оладушкиЯблоки вымыть, очистить и натереть на тёрке. Добавить кефир (или другой кисломолочный продукт), перемешать. Просеять муку с содой. Ввести сахар, яйца, муку с содой, перемешать. Послед...

Индивидуальный дизайн или готовый макет

       Интернет-пространство бесконечно во множестве сайтов, похожих и разных, впечатляющих и не очень. Они – визитки, магазины, банки, библиотеки, которые предлагают сво...

Роспотребнадзор одна из инновационнейших компаний

Появятся ли в России инновационные компании, капитализация которых будет соответствовать уровню ресурсы добывающих компаний? Сейчас мы можем причислить к этому списку только Яндекс, Касперский и Майлр...

Как защититься от словесной обиды?

Обидные слова подстерегают нас ежедневно и в разных местах — от дома и магазина до работы и парка отдыха. Интересно, что часто — когда мы меньше всего к этому готовы (семейный об...

«Мама, папа, КУПИ!»... Как родителям не наломать д

Если «Мама/папа, КУПИ!» раздается в тот момент, когда мы это совершенно не планировали, в душе обычно поднимается целая буря эмоций и одновременно с этим мы чувствуем растерянность. Зачаст...

Шкаф купе

Шкафы с раздвижными дверьми действительно экономят жилое пространство, которого как всегда не хватает. Шкаф шкафу купе предоставляет возможность, на относительно маленькой пространстве, может поместит...

Почему Акт о безоговорочной капитуляции Германии п

Так уж сложилось исторически, что Акт о безоговорочной капитуляции Германии подписывали дважды. Первый раз церемония подписания акта прошла 7 мая в ставке американского командования в Реймсе в пр...

Инфаркт миокарда

Инфаркт миокарда развивается в результате длительного прекращения кровоснаб­жения; определенного участка сердечной мышцы в результате атеросклеротического изменения коронарных сосудов или продолжитель...

Новости развития информационнного портала:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя широкий перечень познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь найти необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас полезные и отличные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.