Крейсер «Аврора». Чем он известен, кроме холостого выстрела в 1917 году?

В мае этого года одному из старейших в мире кораблей, входящих в состав Военно-морского флота, исполняется 110 лет. Для боевого корабля возраст не просто весьма почтенный, а уникальный. Широкую известность крейсеру «Аврора» принес холостой выстрел его орудия в ночь на 25 октября 1917 года, считается, что именно он послужил сигналом к штурму Зимнего дворца.

Корабль уже давно стал символом революции, и не все теперь знают, что за его кормой десятки тысяч миль океанских походов, участие в трех войнах, а также многие тысячи подготовленных для флота офицеров.

«Аврора» была заложена на Санкт-петербургской судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» в мае 1897 года, а 11 мая 1900 года спущена на воду. Свое название крейсер получил в честь парусного 44-пушечнного фрегата «Аврора», прославившегося в боях на Дальнем Востоке во время войны 1853−56 годов. В строй боевых кораблей российского флота крейсер вступил в июле 1903 года. Это был типовой корабль, параллельно с ним строились еще два крейсера этого же проекта — «Диана» и «Паллада».

При солидных размерах (длине 126,7 метров и ширине 16,8 метров), «Аврора» имела слабое бронирование — корабль относился к разряду бронепалубных крейсеров 1-го ранга. Первоначально на нем даже часть артиллерийских орудий не имела бронещитов. Крейсер обладал хорошим вооружением, на нем было установлено: 152-мм орудий — 8, 75-мм — 24, 37-мм — 8, 63,5-мм — 2, а также три торпедных аппарата. Впоследствии количество, и калибр орудий неоднократно менялись, появились зенитные орудия, пулеметы и устройство для установки минных заграждений.

При столь солидном вооружении крейсер имел невысокую скорость: максимальную — чуть больше 19 узлов, экономическую — всего 11 узлов (для сравнения, у крейсера «Варяг» было 24 и 16 узлов) и небольшую дальность автономного плавания (2500 миль на экономической скорости и 1320 миль на максимальной), что значительно снижало возможности его боевого применения. «Аврора» предназначалась для самостоятельных действий на небольшом удалении от мест базирования, а также для поддержки в бою броненосцев при действиях в составе эскадры.

В свой первый поход крейсер вышел уже 25 сентября 1903 года, предполагалось, что он поступит на усиление эскадры в Порт-Артуре. Но в связи с началом войны с Японией, крейсер «Аврора», присоединившийся в средиземном море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса, был возвращен на Балтику.

В новый поход крейсер «Аврора» отправился в августе 1904 года в составе эскадры вице-адмирала З. П. Рожественского, шедшей в Тихий океан для участия в Русско-японской войне. Поход для крейсера начался неудачно. 10 октября в него по ошибке попало несколько снарядов с других русских кораблей, обстрелявших английские рыболовные суда, принятые в тумане за миноносцы. На крейсере погиб корабельный священник и был ранен один матрос.

Боевое крещение крейсер «Аврора» принял в Цусимском бою 14 мая. В ходе боя, длившегося для крейсера с 14:30 до 18:00 часов, «Аврора» получила около 10 прямых попаданий снарядов. На крейсере неоднократно возникали пожары, было затоплено несколько отсеков, вышли из строя пять орудий и все дальномерные станции. Погибли командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев и 14 членов экипажа, 83 человека было ранено. Но корабль не потерял хода и ночью вместе с крейсерами «Олег» и «Жемчуг», отбившись от японских миноносцев, смог оторваться от преследования противника. Пробиться на север в сторону Владивостока крейсера не смогли, и вынуждены были уйти в нейтральный филиппинский порт Манила, где были интернированы американцами.

На Балтику крейсер «Аврора» вернулся в 1906 году. Корабль прошел капитальный ремонт, после чего стал учебным судном, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. В то время ученики кадетского корпуса, успешно прошедшие полный курс наук, получали звание корабельных гардемаринов и направлялись в длительное (до года и более) плавание на боевых кораблях, после которого сдавали экзамены и получали первый флотский офицерский чин «мичман».

До лета 1912 года «Аврора» совершила несколько плаваний с отрядами гардемаринов Морского корпуса других учебных заведений флота, какое-то время была кораблем-стационером в бухте Суда на Крите. В период Первой мировой войны «Аврора» в составе 2-й бригады крейсеров воевала на Балтике, в основном выполняя разведывательные и дозорные функции, прикрывая постановку минных заграждений и действия легких кораблей. В это время была усилена огневая мощь корабля, вместо шести 75-мм орудий были установлены 152-мм орудия, а также пять зенитных пушек.

В конце 1916 года крейсер «Аврора» стал на ремонт в Петрограде, где и принял участие в революционных событиях. В экипаже крейсера было сильно влияние большевиков, поэтому в период подготовки к вооруженному восстанию 25 октября 1917 года кораблю поручили войти в Неву и взять под защиту Николаевский мост, соединяющий Васильевский остров с центральной частью города. Именно оттуда и прозвучал знаменитый выстрел «Авроры». По мнению ряда историков, выстрел был дан значительно раньше, чем начался штурм Зимнего. Принципиальной роли это уже давно не играет, так как именно «Аврора» стала символом революции.

Благодаря участию в тех событиях, «Авроре» было сохранено название, хотя большинство боевых кораблей были новой властью переименованы. В ходе Гражданской войны экипаж «Авроры» значительно поредел. И в 1919 году корабль поставили на консервацию. Решение о возвращении корабля в строй было принято осенью 1922 года. Крейсер «Аврора» снова стал учебным кораблем, на котором до 1940 года проходили морскую практику курсанты военно-морских учебных заведений.

Великую Отечественную войну крейсер «Аврора» встретил в порту Ораниенбаума (ныне юго-западная часть Санкт-Петербурга). Непосредственно в боях сам крейсер практически не участвовал, кроме отражения налетов вражеской авиации. На корабле оставалась лишь небольшая часть экипажа, остальные моряки, сняв с крейсера большинство орудий, громили врага на подступах к Ленинграду.

За три года блокады в крейсер неоднократно попадали бомбы и снаряды. Корабль пришлось посадить на грунт, так как через пробоины в трюмы поступило большое количество воды. Но даже в таких тяжелейших условиях маленький экипаж «Авроры» не прекращал борьбы за живучесть корабля. Уже летом 1944 года крейсер был поднят с грунта и направлен на ремонт.

В 1948 году отремонтированный крейсер «Аврора» был поставлен на якоря у Петроградской набережной. До 1956 года он использовался как учебный корабль Ленинградского Нахимовского училища, а затем на нем был открыт музей, ставший филиалом Центрального Военно-морского музея. В 1992 году на крейсере «Аврора» снова (через 75 лет!) был поднят Андреевский флаг.

Уже 110 лет крейсер «Аврора» находится в строю. После того, как он стал музеем, крейсер посетили десятки миллионов человек, чтобы прикоснуться к живой истории славного российского военно-морского флота. Естественно, что от подлинной «Авроры», спущенной на воду в мае 1900 года, на крейсере осталось менее 50 процентов, но это не умаляет историческую ценность корабля, с честью пронесшего Андреевский флаг через легендарное Цусимское сражение. Не даром же говорят, что на борту «Авроры» оживает история.

Автор статьи: неизвестный | Дата публикации: 21:14 24.03.2017 Cacheinfo.Ru




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



SEO-копирайтинг или как писать тексты

SEO-копирайтинг или как писать тексты


Техникой SEO-копирайтинга, при желании, может овладеть каждый, нужно только знать некоторые нюансы. Это определенная техника, которую нужно учитывать при написании текста. Ваше творение должно быть пр...


Обзор ноутбука Lenovo ThinkPad T410s

Обзор ноутбука Lenovo ThinkPad T410s


Сегодня мы расскажем о высокопроизводительном мобильном  ноутбуке  LenovoThinkPadT410s(2904EG).  Главной особенностью этого ноутбука  является вес, который составляет всего 1. 7 кг. Внешний вид Дизай...


Половая слабость (импотенция)

Половая слабость (импотенция)


Основные причины по-прежнему в большей степени психологи­ческие, эмоциональные, связанные с предстоящим половым актом. В некоторых случаях половая слабость может быть обусловлена заболе­ваниями (прост...


Вкусные рецепты: Салат "Подсолнух", САЛАТ " ТО, что Доктор прописал" - для любителей свеклы и сельдерея, Фаршированныe блинчики в шампиньоновом супчике.

Вкусные рецепты: Салат "Подсолнух",...


Салат "Подсолнух"на тарелку выкладываем вымытые и обсушенные листья салата картофель натираем на крупной тёрке (если варили в мундире обязательно очистите от кожуры!!!), смешиваем с 2-3 ложками майоне...


Как подобрать персонал для частного детского сада

Как подобрать персонал для частного детского ...


Когда мы проводим подбор персонала для частного детского сада, то подходим к этому выбору с особой внимательностью. Владельцы частных садов дорожат своей репутацией, поэтому они стараются, чтобы все б...


Трейдер как профессия

Трейдер как профессия


Каждый трейдер использует свою тактику. Например, при «внутридневной торговле» – intra day trading, игрок старается заработать деньги на небольших колебаниях курса в течении дня. При этом его не интер...


Стоит прочесть

7 актрис с пышными формами

Еще совсем недавно в моде была излишняя худоба, а сейчас вовсю набирают популярность пышные формы. И многие актрисы, которые в свое время были в новинку из-за своих упругих форм, сейчас постепенно ста...

Влияние цвета в интерьере

Самая, пожалуй, важная сторона влияния цвета в интерьере на его обитателей связана с ощущениями цветовой температуры. По этому ощущению палитру цветов в интерьере принято делить на теплые цвета (крас...

Как сыграли свои роли Елена Яковлева и Дмитрий Наг

В первой части отзыва на сериал «Катя» мы больше говорили о работе юной актрисы Екатерины Шпица над заглавной ролью Кати. Но в ткани фильма есть не менее яркие персонажи. Итак, вот деревн...

Хочется одобрения и поддержки? Найдите их в себе!

Почему большинство людей болезненно воспринимают критику? Потому, что внутри себя, в глубине души всегда хочется признания, одобрения, поддержки. А критика дает прямо противоположные эмоции. И не имею...

Швейные машинки - история и развитие швейных машин

История создания швейных машин уходит своими корнями в далекий XVIII век. В 1755 году в Лондоне Карл Вейзенталь, немец по происхождению, получил патент на аппарат, снабженный иглой, при помощи которог...

Раннее развитие. Что писал об этом Масару Ибука? М

Если сделать в Интернете запрос «Раннее развитие», то обнаружим более миллиона ответов. Вам предложат программы, методики, курсы, видеоуроки, видеофильмы по развитию вашего ребенка с первы...

Кисти Photoshop для дизайнеров

Кисти Photoshop являются секретным приемом профессиональных дизайнеров. Большинство новичков в Photoshop думают, что кисти фотошоп - это простые кружочки и овалы. При быстром знакомстве с программой A...

Кафельная плитка – гармония цвета

Человеку дано любоваться голубым небом, зеленой травой, красными розами, огненно-розовым закатом солнца, желтыми попугайчиками… Мир наполнен разноцветными красками, которые человек берет себе на воору...

Почему 14 мая в народном календаре называется Ерем

Чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно сразу оговориться, что в нем имеются две стороны, поэтому разумнее всего рассуждать по порядку. Итак, начнем с первой. Почему Еремей? По первому варианту,...

Выбираем швейную машинку

Ручные и ножные швейные машины уходят в былые времена. Их место занимают более новые электрические машинки, которые можно условно разделить на три класса: электромеханические, электронные и швейно-выш...

О портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя широкий перечень познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь найти необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас полезные и отличные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.