Творчество в архитектуре

Творчество принадлежит к тем несколько загадочным явлениям, которые по самой своей природе ускользают от уловления сетью логических построений. Элемент тайны составляет здесь самую сущность. Если бы когда-либо удалось сочинить полное и убедительное определение творчества, это означало бы одно: культура прекратила развитие, и потому человек способен смотреть на феномен творчества отчужденно, как на нечто экзотическое. Творчество — явление самоопределяющее, определяющее самое себя.

Уже во введении говорилось, что хотя создание нового — это непременное условие творчества, этого недостаточно. Нужно еще, чтобы новое создавалось как именно Новое, осознанно, чтобы создатель его воспринимал себя в роли творца. Для сугубо традиционной восточной культуры, с ее сосредоточенностью на вечно повторяющемся, такая позиция невозможна, и потому слово "творчество" оказывается в ней пустым звуком. Вот, скажем, как описывает особую "методологию" работы индусского зодчего знаток истории мифологий Джон Кэмпбелл: "Классическое индусское искусство являет собой воплощение йоги и его мастер - непременно йог. Пройдя сквозь годы абсолютного послушания в ученичестве, через испытания, связанные с присуждением звания "мастер", он получает, наконец, заказ на сооружение храма или отливку священной скульптуры. Прежде всего, художник предастся длительной медитации, в ходе которой перед его внутренним взором должен возникнуть образ постройки или изображения, и существует немало легенд о том, как именно таким путем возникал полный образ целого города. . . Художник, в первую очередь, заново вчитывался во все канонические тексты, чтобы еще раз закрепить в памяти канонические знаки, позы или пропорции, отвечающие тем чертам божества, которые надлежит передать в образе. Затем он застывал в неподвижности,повторяя в сердце своем ключевой слог имени божества до тех пор, пока — если удача ему сопутствовала — внутреннее око не предъявит ему образ формы. Этот образ становится затем моделью будущего произведения".

Литературная классика Востока с великим подозрением относилась к самой категории нового, и в "Дао Дэ Дзин" мы можем прочесть: "В древности те, кто был способен к учености, знали мельчайшие и тончайшие [вещи]. Но другим их глубина неведома. Поскольку она неведома, [я] произвольно даю [им] описание: они были робкими, как будто переходили зимой поток; они были нерешительными, как будто боялись своих соседей; они были важными, как гости; они были осторожными, как будто переходили по тающему льду; они были простыми, подобно неотделанному дереву; они были необъятными, подобно долине; они были непроницаемыми, подобно мутной воде. Это были те, которые, соблюдая спокойствие, умели грязное сделать чистым. Это были те, кто своим умением сделать долговечное движение спокойным содействовали жизни.

Они соблюдали дао и не желали многого. Не желая многого, они ограничивались тем, что существует, и не создавали нового".

Этот вариант подхода к деятельности оставался характерным для искусства Востока вплоть до новейшего времени. Даже когда в Японии после 1851 г. с невероятной жадностью впитывали западную технологию и науку, западную моду и архитектуру, это тем не менее странным образом согласовывалось с четким отказом от новизны: заимствовали уже существовавшее, уже ставшее. Помня об этом, мы не вправе забывать о том, что и западная культура достаточно долго усматривала единственный, истинный путь к решению любой задачи в мистическом единении с Богом. Этот путь один — нисхождение вдохновения на мастера, в полном смысле слова приобщение к способности творить - к атрибуту Бога.

Уже достаточно поздно, в начале XII в., в сочинении пресвитера Теофила "О различных искусствах", в главе, где пересказывается библейская история строительства Соломонова храма, можно прочесть: "Через дух мудрости познаешь ты, что все созданное исходит от Бога, а без Него ничто не бывает; через дух разума достигнешь ты большего понимания в том, какого правила, какого разнообразия и какой меры должен ты придерживаться в разных своих работах; через дух благоразумия поймешь ты, что не должен утаивать полученный от Бога талант, но открыто протягивать его всем желающим честно учиться, со смирением трудясь и обучая. . . через дух богобоязни постигнешь ты, что сам по себе ты ничего собою представлять не можешь, призадумаешься над тем, что ничем другим, кроме как ниспосланным Богом, ты не обладаешь и не хочешь обладать, но с верою, признанием и воздавая благодарность считаешь, что то, что ты знаешь, или то, что ты есть, и кем быть еще можешь, исходит от милосердия Господня".

Помимо наработки умения или, точнее, слитно с ним, верный путь к совершенству вел через пост, молитву, обет молчания: от Иосифа Флавия, сочинявшего "Иудейские древности", к Андрею Рублеву, когда тот расписывал владимирский Успенский собор. Сознающее себя творчество вообще, а в архитектуре в частности, возможно как осмысленная форма деятельности только в условиях торжества земного, сугубо мирского над божественным. Исключением оказывается момент, когда, создавая образ божественного, творящая личность отвечала действием на трагический возглас неведомого автора "Книги Иова":

"О, если б мог я померяться с Богом, как сын человеческий с братом своим!"

Понимая, что объективный процесс создания нового происходил во все эпохи, мы вправе сосредоточить поиск творчества в архитектуре на том переходном периоде, который в одно время и разделяет, и связывает Средневековье и Ренессанс. Это, однако, лишь частично упрощает сложность обнаружения, в силу неясности вопроса о природе нового. Известно, какие трудности подстерегают исследователей науки и техники, пытающихся датировать открытия и изобретения, ведь почти всегда обнаруживается, что кто-то и где-то уже был первым раньше. В искусстве бывает и это, но много и более тонких казусов. Так, трактаты Леонардо да Винчи лишь в XIX в. стали достоянием культуры, но часть их содержания еще при жизни мастера стала известна кругу доверенных собеседников, порождала попытки подражания, усиленную работу воображения, как-то врастала в современный Леонардо профессиональный универсализм.

Для архитектуры мы без труда можем обнаружить ситуации повторных "открытий". Так, Тангэ, Курокава и другие "метаболисты" порождают в 50-е годы концепцию растущей или "открытой" формы в архитектуре. Однако еще Джеймс Брунель, достаточно известный британский архитектор, в 1915 г. разработал проект сборно-разборного госпиталя, в котором автономные павильоны палат и операционных должны были подсоединяться к секциям коридора, наращивавшегося "бесконечно".

Это отнюдь не только концептуальная схема. Госпиталь в разобранном виде был транспортирован морем и смонтирован на печально известном Галиполийском плацдарме английского экспедиционного корпуса. Этот факт был опубликован в иллюстрированном еженедельнике, но он не стал достоянием профессии и был забыт.

За исключением горизонтальной ленты остекления, четыре из "пяти принципов" Ле Корбюзье были превосходно известны и до него. Свободный, прозрачный первый этаж здания, покоящегося на колоннах, — это признак множества дворцов в романо-готической традиции, но также и несколько проектов Булле. Навесная стена, крепящаяся к каркасу из колонн — это целый ряд построек 60-х и 80-х годов XIX в. в Чикаго, Буффало и других американских городах. "Свободный план" внутренних помещений в каркасной конструкции — но достаточно назвать Дом Мила, завершенный Антонио Гауди в 1910 г. в Барселоне. Наконец, "эксплуатируемая кровля", плоская терраса на крыше — этим владели уже древние вавилоняне, это было блистательно разыграно еще в XVII в. в французском замке Шамбор, — и снова Гауди, начиная с дома в Бельесгуарде, строительстве которого было начато в 1900 г., придал старому приему новый, невиданный блеск.


Источник: Бурана. ру
14:42 13.12.2016



Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки:



Каким образом на дому провести полную химчистку кресла

Каким образом на дому провести полную химчистку крес...

На домашнем диване с недавнего времени красуется большое пятно? Кресла в зале потеряли свой первоначальный цвет? Из-за активного ежедневного использования мягкая мебель довольно быстро становится гря...
Вкусные рецепты: Хлеб из кабачкового теста с жареным луком и томатом. Для ХП, Улитки из творожного теста с изюмом и корицей, Домашний хлеб с овсяными хлопьями, медом и орехами.

Вкусные рецепты: Хлеб из кабачкового теста с жареным...

Хлеб из кабачкового теста с жареным луком и томатом. Для ХПОвищи и зелень почистить, вымыть. Кабачок натереть на крупной терке, посолить и оставить минут на 20 для выделения жидкости. Репчатый лук нар...
Вкусные рецепты: пица из тунца, Рыба копченая (вариант), Птичье молоко(без выпечки)

Вкусные рецепты: пица из тунца, Рыба копченая (вариа...

пица из тунцазамесить тесто ,раскатать.Томатную пасту развести водой сделать как кашицу добавить специи и намазать тесто,затем лук,кукуруза,рыба и сыр. Вам понадобится:500гр.муки250гр.воды40гр.дрожжей...
Вкусные рецепты: Яблочный пирог, оладушки с яблоками, Яблочный пирог к Дню знакомства родителей (ПОСТНЫЙ)

Вкусные рецепты: Яблочный пирог, оладушки с яблоками...

Яблочный пирог2 яйца растереть с 1 стаканом (0,5 стакана) сахара. Добавить молоко и замесить тесто. Тесто должно быть однородным по консистенции как сметана. Форму смазываем маслом и посыпаем мукой. Я...
Насколько умён «Дом с интеллектом»? Безопасность, комфорт, цена

Насколько умён «Дом с интеллектом»? Безопасность, ко...

Начало статьи об «Умном доме» можно почитать здесь. Спокойствие, только спокойствие… Система безопасности включает в себя самый большой список средств и оборудования, начиная ...
Вкусные рецепты: Сдобное печенье с изюмом, Кабачки быстромаринованные., Салатик для мужчин "Сердце"

Вкусные рецепты: Сдобное печенье с изюмом, Кабачки б...

Сдобное печенье с изюмомВсе продукты за исключением муки, перемешиваем миксером при маленькой скорости венчика, добавляем муку и перемешиваем до однородной массы. Готовое тесто расскатываем до толщины...
Популярное

Инсульт, постинсультное состояние

Это проявление острого нарушения кровообращения мозга, обычно вследствие эмболии (закупорки сосудов ...

Как стать добрее?.. Ликбез для начинающих

Да будет вам известно, дорогие друзья, что добрым человеком стать нельзя — им нужно родит...

Фанатичная вера. Почему люди уходят в секты?

Живет себе человек спокойной, размеренной жизнью. Вялотекущие будни разбавляются парой выходных, и с...

Можно ли, и нужно ли поставить кулер в квартире.

Кулер уже давно и прочно обжился в офисе, и этому, конечно, есть множество причин.Во-первых, это сущ...

Как быстро начать говорить по-английски?

Как научиться быстро разговаривать по-английски? Как перестать задумываться перед каждой фразой и на...

На что я способен, или Как формируется самооценка

Безусловно, наша самооценка формируется нашими родителями. Если у родителей занижена самооценка и он...

Постигни азы ландшафтного дизайна самостоятельно:

Показателем хорошего вкуса можно считать благоустроенность территории возле вашего дома или офиса. Э...

Что такое вирусная реклама?

Вирусная реклама никакого отношения к компьютерным вирусам не имеет, а угрожающее на первый взгляд н...

Женская наркомания

У женщин наркотическая зависимость от наркотиков формируется быстрее, чем у мужчин. Увеличенную скор...

Юридические услуги: ликвидация типографии

Ежегодно, множество фирм приходят к решению завершить свою деятельность. Многие владельцы предпочита...



О информационном портале:

Наш сайт является ресурсом, который включает в себя широкий перечень познавательных и увлекательных статей. Абсолютно каждый посетитель найдет для себя что-нибудь нужное. Современный дизайн дает возможность вам моментально находить актуальную информацию. Самые разнообразные тематические статьи дают возможность вам совершенствоваться в той или иной сфере. Быть более начитанным и грамотным. Современный дизайн сайта позволяет просматривать статьи на всех гаджетах. Теперь найти необходимую информацию стало совершенно легко.

Мы собрали для вас полезные и отличные статьи. На нашем портале вы отыщите ответы на интересующие вас вопросы. Элементарная система поиска дает возможность вам моментально отыскать нужную информацию. Адаптированный дизайн позволяет вам просматривать информацию на абсолютно любых гаджетах. Теперь, поиск актуальной информации будет занимать у вас считанные секунды.